Бизнес по франшизе – современный вариант открытия своего дела. Но не все предприниматели понимают, в чем его преимущества. Построение собственной компании «с нуля» - похвальное, но слишком длительное занятие. С франшизой заработать свой первый капитал бизнесмену проще и быстрее.
Бренды уйдут, а франшизы останутся
Преимущество приобретения франшизы в том, что даже после ухода владельца бренда с рынка у франчайзи есть возможность наладить собственное дело, купив права на использование торговой маркой и ее привилегиями. Не все предоставляют такие услуги, но большинство организаций не прочь заработать в условиях кризиса, продав франшизу амбициозным покупателям.
Причина в том, что владельцы бренда не могут просто так разорвать сотрудничество, связано с особыми условиями договора. Даже если сам представитель торговой марки больше не желает работать в указанном государстве, он не сможет просто взять и разорвать соглашение по франшизе. Может быть направлено предложение, которые многие франчайзи отклоняют, потому что их бизнес дает хорошую прибыль, и закрывать его они не собираются.
Пример - «Бургер Кинг», сеть ресторанов быстрого питания. Даже после объявленного ухода с рынка компания не в силах просто взять и свернуть свою деятельность на территории РФ, потому что 800 ее точек работают по франшизе. И это приводит к задержкам в уходе с рынка. Некоторые организации, устав договариваться с франчайзи, принимают решение пойти на поводу и остаться, сменив название или же приняв условия своего партнера.
Зарубежные франшизы на российском рынке
Эксперты единогласно утверждают, что с правовой и юридической стороны, невозможно просто отозвать лицензию и закрыть компании франчайзи. Чтобы расторгнуть договор нужны фиксированные грубые нарушения. А если франчайзи ничего не нарушал, он может продолжать работу по своему договору. Но на практике все гораздо серьезнее и сложнее и зарубежные франшизы все же покидают российский рынок по ряду причин. Например, из-за давления со стороны, санкционных ограничений и репутационных рисков.
Почему компания не может разорвать договор с франчайзи?
Весомое преимущество, позволяющее владельцам франшизы спокойно работать, даже если у основного представителя бренда появились трудности, связано с трудностями отзыва лицензии. Практика показывает, что отозвать ее у франчайзи практически невозможно. Основанием для этого могут послужить только опасные действия со стороны владельца франшизы, доказать которые в большинстве случаев крайне сложно.
Итог - даже когда владелец торговой марки и бренда уходит с рынка, франчайзи практически всегда сохраняют свое дело, потому что расторгнуть договор с ними крайне сложно. И одной из причин такого решения в большинстве случаев служит желанием самого франчайзи оставить бизнес, а не стремление владельца бренда навсегда завязать с определенным рынком.
Стоит ли вкладываться во франшизу
Покупать готовый вариант бизнеса, например, франшизу сервисного центра «Педант», проще открытия нового дела. Покупатель экономит личные и материальные ресурсы, так как затраты при франшизе всегда регламентированы. И в этом плюсы франшизы. Когда же речь идет о становлении бизнеса «с нуля», сумма расходов будет постоянно увеличиваться, даже если бизнес-план будет включать подробное описание направлений для инвестирования.
Если не хочется рисковать, проще купить франшизу и забыть о многих проблемах. Но для успешности бизнеса требуется выбирать универсальную среду, в которой нет высокой конкуренции, и которая будет приносить доход независимо от времени года.